Библиотека им. Наволочкина приглашает в "сказку на песке"

Доступная среда 

Хабаровская краевая детская библиотека имени Н. Д. Наволочкина является партнёром благотворительного фонда "Счастливое детство". Партнёрство в социальном благотворительном проекте "Через творчество к жизненной силе" в текущем году открывает новые возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подробней о Проекте "Через творчество к жизненной силе" - http://fondhappychildhood.ru/index.php/what-we-do/projects/54-creative-workshop

БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ НАВОЛОЧКИНА ПРИГЛАШАЕТ В «СКАЗКУ НА ПЕСКЕ»

В «Сказку на песке» приглашает своих маленьких читателей Хабаровская краевая детская библиотека имени Николая Дмитриевича Наволочкина. Это арт-терапевтические занятия, разработанные в рамках проекта «Территория возможностей» специально для детей с особенностями в развитии. Тем не менее, здесь наравне с детьми, имеющими физические ограничения по здоровью, занимаются и вполне здоровые ребятишки. И самое главное волшебство - дети не чувствуют между собой различия. Ведь в игре все равны.
Занятия разработаны в рамках проекта «Территория возможностей» два года назад по инициативе партнера учреждения автономной некоммерческой культурно-просветительской организации «Точка роста», руководителем которой является заместитель директора библиотеки Наталья Ляшко. На реализацию проекта некоммерческая организация получила в 2016 году грант от администрации Хабаровска.
Помощник руководителя проекта, главный библиотекарь Марина Киршева рассказала, что на средства гранта специально для арт-терапии в библиотеке создано инклюзивное пространство. Под него отведен зал на первом этаже - с уютной игровой зоной, удобными стульями, столами, а также приобретены пескографы. Здесь-то и было реализовано задуманное летом 2016 года.
Специалисты библиотеки работали с младшими школьниками сразу на двух площадках. На одной читали сказки (Библиотека!), а художник на песке эти сказки иллюстрировал, рисунки с помощью проекта выводились на большой экран. Прочитанное обсуждалось, ребята извлекали нравственные уроки. Поскольку детям необходима физическая разминка, обсуждение сменялось подвижными играми, а заканчивались занятия прикладным творчеством детей на тему прочитанного. Например, если сказка была про жадность, они лепили образ жадности из пластилина. 
Если темой занятия был цирк, детвора под руководством взрослых мастерила фигурки героев из воздушных шаров. Если читали книжку Николая Наволочкина «Каникулы кота Егора», маленькие слушатели рисовали деревню, ее обитателей. Тем временем вторая группа в другом зале расширяла свои тактильные возможности. В библиотеку для этого были приобретены один большой пескограф, изображения с которого и проецируются на экран, и четыре маленьких с цветным песком. Но одними пескографами дело не ограничивалось. Свое творческое воображение дети могли воплотить в реальность, сооружая замки из кинетического песка, экспериментировали с рисованием на рассыпанной крупе. Затем группы менялись местами.
Только за время первого цикла занятий во время летних каникул в них приняли участие 20 детей, 10 из которых с особенностями развития, и 10 здоровых ребятишек. Занимались они все вместе и не чувствовали между собой никакой разницы. 
У организаторов, конечно, поначалу были опасения по поводу того, как дети с разным уровнем физического и умственного развития будут между собой взаимодействовать. Но все прошло замечательно, особенно в подвижных играх, спортивных состязаниях. Да и психологи заверили, что совместные занятия здоровых ребят и с ограничениями по здоровью обогащают обе группы детей, особенно нравственно.
- У нас был даже такой момент в конце проекта, когда девочка с синдромом Дауна смогла всех, детей и педагогов, объединить в придуманной ею игре, объяснила, чего она от них хочет. Дети приняли и воплотили ее идею. Увидев результаты проекта, мы решили его продолжить. Во-первых, нам самим не хочется все это бросать, во‑вторых, родители детей попросили, чтобы мы продолжили занятия с ребятами, - рассказывает Марина Киршева.
Таким образом, занятия продолжались в течение двух учебных лет, уже без грантовой поддержки, а как бесплатная услуга населению. Но дети быстро растут, выросли они и из «Сказки на песке». Встал вопрос о наборе новой группы. 
Летом 2018-го руководство библиотеки обратилось в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, непосредственно к министру Николаю Цилюрику, чтобы наладить связь с подведомственными учреждениями министерства. Министерство идею поддержало, и в течение лета работники библиотеки на различных информационных встречах для хабаровских родителей рассказывали о возможностях арт-терапии в рамках занятий «Сказка на песке».
На данный момент группа еще не укомплектована. Все желающие записать своих ребятишек могут обратиться к помощнику руководителя проекта Марине Борисовне Киршевой по телефону 32-24-15. Занятия бесплатные.
Все началось с «Доступной среды». Ольга Алексеевна Ракова, директор Хабаровской краевой детской библиотеки имени Н. Д. Наволочкина, рассказала, что создать комфортные условия для читателей с особенностями в развитии позволила государственная программа «Доступная среда». Библиотека вошла в нее в 2015 году. Были выделены деньги из федерального и краевого бюджетов.
Благодаря этим средствам стало возможным устранить все преграды, возникающие на пути детей-инвалидов, в том числе колясочников. В частности, убраны пороги на входе в библиотеку и в залы. Казалось бы, мелочь, но это для нас, здоровых людей. А для тех, кто может передвигаться только в коляске, пороги - серьезная преграда. Поскольку в библиотеке нет лифта и нет возможности оборудовать подъемником лестницу на второй этаж, все услуги для читателей сосредоточены на первом этаже. Предусмотрели и удобства для людей с ограниченными физическими возможностями в туалетной комнате.
Следующим шагом стало обучение девяти сотрудников жестовому языку, ведь категории детей-инвалидов бывают разные, есть среди них и слабослышащие, и глухонемые. «Поэтому мы решили: если наши специалисты обслуживают детей с ограниченными возможностями здоровья, нужно делать это профессионально», - говорит Ольга Алексеевна. В освоении жестового языка помогла Хабаровская краевая общественная организация «Аридонс».
Одновременно приобретались книжки с крупным шрифтом для детей с ослабленным зрением, оборудовались игровые площадки.
Благодаря подготовленной таким образом базе и стало возможным воплощение проекта «Территория возможностей», задуманного АНКПО «Точка роста». И именно благодаря грамотно выстроенной доступной среде разовый проект, а именно «Сказка на песке», перерос в постоянную бесплатную услугу населению.
Но на достигнутом в библиотеке имени Наволочкина останавливаться не собираются. Они мечтают создать такие условия, чтобы дети с особенностями в развитии, приходя в этот очаг культуры, вообще забывали о своих ограничениях здоровья. И эти мечты вполне осуществимы. Дело за «малым» - современным оборудованием.
Так, для общения с детьми-инвалидами по слуху библиотека оборудована системой «Исток-2», а хочется для проведения массовых мероприятий приобрести мощную акустическую систему для зала. При ее наличии, входя в помещение, дети вообще будут забывать о том, что они «не слышат».
Мечтают в библиотеке и о сенсорной комнате. Если она появится в дополнение к существующей игровой, все категории детей-инвалидов, посещающие библиотеку, смогут проходить в ней реабилитацию.
Есть также огромное желание оборудовать игровую комнату системой «Мультикид». Эта игровая система позволит проводить образовательные мероприятия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. А работникам библиотеки - осуществлять свою просветительскую миссию на более высоком качественном уровне.
Самый юный читатель
Многое для удобства маленьких читателей делалось в библиотеке и до вступления в программу «Доступная среда». И, конечно, не только для детей с особенностями развития, но и для здоровых. Такая забота дает положительные результаты. Например, оборудованный игровой уголок в зале абонемента позволил раздвинуть возрастные рамки читателей.

Источник - https://toz.su/archive1/?ELEMENT_ID=139437

 
 
2018-09-24